Урок
«Первое погружение»
М.А.Булгаков
«Мастер
и Маргарита»
11
класс
Тема: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
История написания романа, художественные источники.
Широта философско-эстетической проблематики произведения: вопрос соотношения
добра и зла, морального выбора, справедливости и ответственности, соотношение
личности и власти.
Цель:
создание основы для анализа произведения; ознакомление с историей написания
романа, художественными источниками, определение философско-эстетической
проблематики произведения; усовершенствование навыков самостоятельной работы со
справочной литературой.
Тип урока: урок усвоения новых
знаний
Ход
урока
Эпиграфы: Рукописи не горят!
Воланд
(из «Мастера и Маргариты»)
Дописать прежде, чем умереть…
М.А.Булгаков
(Весь
урок тихо звучит классическая симфоническая музыка, на доске портрет писателя,
ОС: рабочие названия романа, жанровое своеобразие романа, философия
Г.С.Сковороды).
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания (Прием «Закончите
предложение)
· Родина М.А.Булгаков… (царская Россия - СССР-Украина-Киев)
· Душой многодетной семьи Булгаковых была… (мама), Михаил
Афанасьевич называл ее… («Светлой королевой»)
· Булгаков закончил с красным дипломом… (мед. факультет
университета Св.Владимира в Киеве) и
получил профессию … (врача)
· Был врачом на передовой во время… (Первой Мировой)
· Во время гражданской войны 1918-1921гг. Булгаков был на
стороне… (белой гвардии)
· Журналистику, которой ему приходилось заниматься с
1921г., чтобы просто выжить и не умереть с голоду, он называл… («вымученной
частью творчества»)
· Пора расцвета творчества, как не парадоксально, совпадает
… (времена Сталинского террора и цензуры). Журналистика отточила его талант,
как талант писателя… (сатирика)
· Ангелом-хранителем
в самые трудные для него времена была… (третья жена – Елена Шиловская)
·
1939 год – пьеса «Батум» была посвящена.. (И.Сталину)
·
Одни говорят,
что эта пьеса – предательство писателя, а мы будем утверждать, что, написав
её,… (Булгаков поддерживал в определенных кругах «иллюзию» доброго вождя и так
пытался пробить дорогу своим «убитым»
пьесам.)
·
Какие из
произведений не принадлежат перу М.А.Булгакова: «Белая гвардия», «Дни
Турбиных», «Дьяволиада», «Превращение», « Собачье сердце», «Мастер и
Маргарита».
3. Приём
ожидаемого результата («чистая доска»)
1.
Сообщение темы урока
2.
Оформление «чистой доски»
Учащиеся на листочках - стиках пишут
предположительно цель урока и свои ожидания от данной темы. Затем на доске
крепят свои листочки с записями.
4.Подача нового материала
«На широком поле словесности
русской в СССР я был одним-единственным волком. Мне советовали перекрасить
шкуру. Бессмысленный совет. Перекрашенный или стриженый волк всё равно не похож
на пуделя. Со мной и поступали, как с волком. И годами гнали меня, согласно
правилам охоты, в обгороженном дворе».
М.А.Булгаков
Сегодня
речь пойдёт на уроке о романе «Мастер и Маргарита» - главном детище писателя,
его духовном завещании. Этот роман, над которым он работал с 1928 по 1940 год
(смерть прервала эту работу). Писатель так и не увидел свой роман изданым,
только фрагменты знали близкие друзья.
(Спросить
у детей об их впечатлении от романа)
Работа
над романом была долгой и мучительной. Работая над рукописью, жена Булгакова
нашла надпись на полях рукописи, сделанную автором: «Дописать прежде, чем умереть…»
Булгаков
работал над рукописью до последних дней своей жизни. Уже смертельно больной, он
продолжал вносить в текст поправки, делал вставки.
«Когда
в конце болезни он почти не мог говорить и у него получалось иногда лишь
окончание или начало слов, -вспоминала жена Булгакова,- был случай, когда я
сидела возле него, как всегда на подушке на полу, возле изголовья кровати, он
дал мне знак, что он что-то от меня хочет, что ему что-то необходимо. Я
предложила ему лекарство, попить лимонный сок, но поняла ясно, что речь о
чем-то другом. Тогда я спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, словно и
«да» , и «нет». Я сказала «Мастер и Маргарита?» Он страшно обрадовался, сделала
знак головой – «да, это». И с большим усилием произнес два слова: «Чтобы знали!
Чтобы знали!»
Итак,
первым вопросом нашего урока будет вопрос
об истории создания романа.
Тезы:
работал над романом Булгаков, оттачивая каждую фразу,
деталь, эпизод.
Переделывал текст больше 8 раз, роман имеет несколько
редакций (3), в плане редакторской правки произведение осталось не законченным.
(На доске расположены все рабочие названия романа).
???
скажите, анализируя названия, о чем
автор задумал роман? (о дьяволе)
Первая редакция
«Чёрный
маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом»,
«Сын В…», «Гастроли Воланда».
Вторая редакция
«Великий
канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Он явился», «Шляпа с пером», «Пришествие
чёрного богослова».
Третья редакция
«Князь
тьмы», «Мастер и Маргарита».
Первоначально
это был действительно роман о Дьяволе,
Евангелие от Дьявола.
·
Первая редакция (1928-1930гг.)
В
1930 была запрещена очередная постановка пьесы Б., на этот раз это была пьеса «Кабала
святош». Автор, придя домой сжег книгу: «Я лично, своими руками бросил в печку
черновики романа о дьяволе».
·
Вторая редакция (1931-1936гг.)
В
1931 году писатель вновь берётся за роман. В нем появляются образы Мастера и Маргариты: «Я стал марать страницу
за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю.
Я тешу себя сам».
·
Третья редакция
1938
год – роман впервые перепечатан с рукописи. Его Булгаков редактировал до
последних дней жизни.
Интересна
история романа после смерти автора.
Булгаков
- жене: «Что будет? Не знаю. Вероятно, ты уложишь его в шкаф, где лежат убитые
мои пьесы…, мы не знаем будущего. Свой суд над вещью я уже завершил!»
26
лет ждал роман своего часа.
В
1966 году в журнале «Москва» Константин Симонов издал роман с купюрами (изъято
159 эпизодов = 14 тыс. слов = 12% авторского текста).
В
этом же году роман был полностью издан в Париже.
В
СССР роман опубликован только через 35 лет в 1973 году.
О чем же роман «Мастер и Маргарита»?
Роман
вышел во время «застоя» - брежневские времена, и стал для людей, как
откровение, где в зашифрованной форме даны ответы на роковые вопросы русской
жизни. Это был переворот в сознании людей. Роман не читали – по нему жили.
Посмотрим
на эпиграф: «Рукописи не горят!» - он налкивает на мысль, которая является
центральной в творчестве М.А.Булгакова. Это
мысль о нетленности человеческой культуры, духа, творчества.
Фразы
из романа воспринимались, чуть ли не призыв к действию. И этот ажиотаж
сопутствовал роману, который, не смотря на захватывающий сюжет, был сложен,
необычен по форме и содержанию.
·
Беседа с классом:
Этот
роман философский? Социальный? Любовный?
Исторический? Сатирический?..
-Да,
это роман и философский, и любовный, и исторический, и сатирический. В нем
господствует удивительная полифония элементов разных жанров. Американский
литературовед Крекс: «Роман Булгакова - в
высшей степени новаторский». Русский критик Соколов: «…в «Мастере и Маргарите»
соединились весьма органично едва ли не все существующие литературные
направления и жанры». Роман Булгакова – уникальное явление, сложнейший и
интереснейший роман ХХ века».
ОС
«жанр романа»
Философия и роман
Размах
романа, эстетическая глубина и философская сложность свидетельствует о
множестве источников, из которых черпал Булгаков творческую энергию.
Большинство
идей автор позаимствовал у
Г.С.Сковороды, труды которого знал досконально.
ОС
«Философия Сковороды»
Булгаков
хотел показать, что происходит с миром, людьми, если равновесие между добром
излом нарушено (на примере СССР– Москвы- 30-е гг. ХХ ст.), т.к. перестаёт
существовать нравственная ответственность человека за свои поступки. К истине должны стремиться люди во все времена.
Далее
идут сообщения учащихся, в которых они провели исследование – параллели:
·
Данте-Булгаков
·
Гёте-Булгаков
·
Гоголь-Булгаков
Место и время в романе
Место: -Вечность;
-Москва;
-Ершалаим.
Время: -Вечность;
-29-30гг.
20 ст.;
-33год
нашей эры.
Вечность
в романе – удивительное понятие, которое объединяет пространство и время.
Время, по Б., не развивается, а длиться.(т.е. сегодня зарождается во вчерашнем
дне, а по большому счёту, то, что происходит в 20-е гг.20 века в Москве, уже
происходило где-то и когда-то).»Люди, как люди», констатирует грустно
бессмертный Воланд, а он повидал
всякое!!!
Разницы
между прошлым и настоящим нет. 19 веков свертываются в один единый миг.
ОС
«Композиция романа «Мастер и Маргарита»
Мы
видим, как два романа сливаются, сплавляются и читаются как сплошной
текст.
Композиция романа
Три
сюжетных линии:
-любовная (Мастер и Маргарита)
-философская
(Понтий Пилат и Иешуа)
-сатирическая
(Гастроли Волонда в Москве).
Схема показывает, как герои «выходят» за рамки
романа Мастера и взаимодействуют с героями романа Булгакова.
Подведение итогов.
Подбивая
итоги сегодняшнего урока, мы должны признать, что талант М.А.Булгакова не
вписывается в узкие рамки советской действительности сталинского правления.
И
даже только сделав небольшую разведку, составив схемы, таблицы, приходишь к
выводу о необыкновенной глубине и широте как философского, так и культурного
аспектов романа М.Булгакова.
Мотивация оценок
Д/з: Проработать
собранную на уроке информацию; повторить сведения об Иисусе Христе.
Дополнения к уроку
Философская система Г.Сковороды
Формально философская система
Г.С.Сковороды укладывается в один рядок. Основа этой системы состоит в
существовании «двух натур» и «трьох світів». Расшифровка существования «двух натур»
взята непосредственно из трактата «Про Бога»: «…весь
світ складається з двох натур: одна – видима, інша – невидима. Видима натура
твар, а невидима – Бог. …у стародавніх (людей) Бог звався «розум всесвітній».
Йому в них були різні імена: натура, буття речей, вічність, час,
доля,необхідність, фортуна та ін. А в християн найвідоміші йому імена такі:
Господь, цар, отець, істина. …що ж до
видимої натури, то їй також не одне ім’я, наприклад:
речовина, матерія, земля, плоть, тінь ін
.»
Що ж переховується під
існуванням «трьох світів», кожний з яких також володіє натурами – видимою і
невидимою.
Першим і головним
світом у Сковороди є Всесвіти – макрокосм. Макрокосм включає в себе все народжене
в цьому великому світі, складеному з паралельних незлічених світів. У цьому
світі нема ні початку, ні
кінця – він вічний і безмежний. Метою пізнання цього світу є не опис окремих предметів, а розкриття їх
невидимої натури.
Другим з «трьох
світів» є малий світ – мікрокосм – світ людини. Звернимося до трактату під
назвою «Симфонія, названа книга АСХАНЬ, про пізнання самого себе: «А що ж таке людина? Що б воно не було: чи
діло, чи дія, чи слово – все це марнота, якщо воно не отримало свого здійснення
в самій людині. …вся оця незмірна незліченність і видимість сходиться в людині
і пожирається в людині…»
Отже, згідно з вченням
Сковороди, все, що здійснюється в світі – макрокосмі, знаходить своє завершення
в людині – мікрокосмі. Можливості пізнання світу людиною нічим не обмежені. Прагнення
людини до пізнання є прагненням людини до Бога без посередників, бо Богом є сама
природа, а людина – її витвір, -
пізнаючи Бога – пізнає самого себе.
Третім з існуючих
світів – є символічний світ, що ототожнюється в Сковороди з Біблією.
Застосовуючи філософію двох натур і трьох світів до людини,
Сковорода робить висновок, що людина
здійснює прекрасні вчинки і щаслива
тільки тоді, коли вона погодить свою поведінку і образ життя із своїми природн
Немає коментарів:
Дописати коментар