середа, 21 березня 2018 р.

методичний кошик

Урок «Первое погружение»
М.А.Булгаков
«Мастер и Маргарита»
11 класс






















Тема: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». История написания романа, художественные источники. Широта философско-эстетической проблематики произведения: вопрос соотношения добра и зла, морального выбора, справедливости и ответственности, соотношение личности и власти.

Цель: создание основы для анализа произведения; ознакомление с историей написания романа, художественными источниками, определение философско-эстетической проблематики произведения; усовершенствование навыков самостоятельной работы со справочной литературой.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний


Ход урока

Эпиграфы:               Рукописи не горят!
                                                 Воланд (из «Мастера и Маргариты»)

                                     Дописать прежде, чем умереть…
                                                                              М.А.Булгаков

(Весь урок тихо звучит классическая симфоническая музыка, на доске портрет писателя, ОС: рабочие названия романа, жанровое своеобразие романа, философия Г.С.Сковороды).


1.    Организационный момент.
2.   Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания (Прием «Закончите предложение)
·     Родина М.А.Булгаков… (царская Россия - СССР-Украина-Киев)
·     Душой многодетной семьи Булгаковых была… (мама), Михаил Афанасьевич называл ее… («Светлой королевой»)
·     Булгаков закончил с красным дипломом… (мед. факультет университета Св.Владимира в Киеве) и получил профессию … (врача)
·     Был врачом на передовой во время… (Первой Мировой)
·     Во время гражданской войны 1918-1921гг. Булгаков был на стороне… (белой гвардии)
·     Журналистику, которой ему приходилось заниматься с 1921г., чтобы просто выжить и не умереть с голоду, он называл… («вымученной частью творчества»)
·     Пора расцвета творчества, как не парадоксально, совпадает … (времена Сталинского террора и цензуры). Журналистика отточила его талант, как талант писателя… (сатирика)
·      Ангелом-хранителем в самые трудные для него времена была… (третья жена – Елена Шиловская)
·     1939 год – пьеса «Батум» была посвящена.. (И.Сталину)
·     Одни говорят, что эта пьеса – предательство писателя, а мы будем утверждать, что, написав её,… (Булгаков поддерживал в определенных кругах «иллюзию» доброго вождя и так пытался пробить дорогу своим «убитым»  пьесам.)
·     Какие из произведений не принадлежат перу М.А.Булгакова: «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Дьяволиада», «Превращение», « Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».

3.  Приём ожидаемого результата («чистая доска»)
1.    Сообщение темы урока
2.   Оформление «чистой доски»
Учащиеся на листочках - стиках пишут предположительно цель урока и свои ожидания от данной темы. Затем на доске крепят свои листочки с записями.
4.Подача нового материала
«На широком поле словесности русской в СССР я был одним-единственным волком. Мне советовали перекрасить шкуру. Бессмысленный совет. Перекрашенный или стриженый волк всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступали, как с волком. И годами гнали меня, согласно правилам охоты, в обгороженном дворе».
                                                                              М.А.Булгаков 
Сегодня речь пойдёт на уроке о романе «Мастер и Маргарита» - главном детище писателя, его духовном завещании. Этот роман, над которым он работал с 1928 по 1940 год (смерть прервала эту работу). Писатель так и не увидел свой роман изданым, только фрагменты знали близкие друзья.
(Спросить у детей об их впечатлении от романа)
Работа над романом была долгой и мучительной. Работая над рукописью, жена Булгакова нашла надпись на полях рукописи, сделанную автором: «Дописать  прежде, чем умереть…»
Булгаков работал над рукописью до последних дней своей жизни. Уже смертельно больной, он продолжал вносить в текст поправки, делал вставки.
«Когда в конце болезни он почти не мог говорить и у него получалось иногда лишь окончание или начало слов, -вспоминала жена Булгакова,- был случай, когда я сидела возле него, как всегда на подушке на полу, возле изголовья кровати, он дал мне знак, что он что-то от меня хочет, что ему что-то необходимо. Я предложила ему лекарство, попить лимонный сок, но поняла ясно, что речь о чем-то другом. Тогда я спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, словно и «да» , и «нет». Я сказала «Мастер и Маргарита?» Он страшно обрадовался, сделала знак головой – «да, это». И с большим усилием произнес два слова: «Чтобы знали! Чтобы знали!»
Итак, первым вопросом нашего урока будет вопрос об истории создания романа. 
 Тезы:
* работал над романом Булгаков, оттачивая каждую фразу, деталь, эпизод.
* Переделывал текст больше 8 раз, роман имеет несколько редакций (3), в плане редакторской правки произведение осталось не законченным. (На доске расположены все рабочие названия романа).
??? скажите,  анализируя названия, о чем автор задумал роман? (о дьяволе)
Первая редакция
«Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом»,
 «Сын В…», «Гастроли  Воланда».
Вторая редакция
«Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Он явился», «Шляпа с пером», «Пришествие чёрного богослова».

Третья редакция
«Князь тьмы», «Мастер и Маргарита».
Первоначально это был действительно роман о Дьяволе, Евангелие от Дьявола.

·        Первая редакция (1928-1930гг.)
В 1930 была запрещена очередная постановка пьесы Б., на этот раз это была пьеса «Кабала святош». Автор, придя домой сжег книгу: «Я лично, своими руками бросил в печку черновики романа о дьяволе».
·        Вторая редакция (1931-1936гг.)
В 1931 году писатель вновь берётся за роман. В нем появляются образы  Мастера и Маргариты: «Я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам».
·        Третья редакция
1938 год – роман впервые перепечатан с рукописи. Его Булгаков редактировал до последних дней жизни.

Интересна история романа после смерти автора.
Булгаков - жене: «Что будет? Не знаю. Вероятно, ты уложишь его в шкаф, где лежат убитые мои пьесы…, мы не знаем будущего. Свой суд над вещью я уже завершил!»
26 лет ждал роман своего часа.
В 1966 году в журнале «Москва» Константин Симонов издал роман с купюрами (изъято 159 эпизодов = 14 тыс. слов = 12% авторского текста).
В этом же году роман был полностью издан в Париже.
В СССР роман опубликован только через 35 лет в 1973 году.

О чем же роман «Мастер и Маргарита»?
Роман вышел во время «застоя» - брежневские времена, и стал для людей, как откровение, где в зашифрованной форме даны ответы на роковые вопросы русской жизни. Это был переворот в сознании людей. Роман не читали – по нему жили.
Посмотрим на эпиграф: «Рукописи не горят!» - он налкивает на мысль, которая является центральной в творчестве М.А.Булгакова. Это мысль о нетленности человеческой культуры, духа, творчества.
Фразы из романа воспринимались, чуть ли не призыв к действию. И этот ажиотаж сопутствовал роману, который, не смотря на захватывающий сюжет, был сложен, необычен по форме и содержанию.

·        Беседа с классом:
Этот роман философский? Социальный? Любовный?  Исторический? Сатирический?..
-Да, это роман и философский, и любовный, и исторический, и сатирический. В нем господствует удивительная полифония элементов разных жанров. Американский литературовед Крекс: «Роман Булгакова - в высшей степени новаторский». Русский критик Соколов: «…в «Мастере и Маргарите» соединились весьма органично едва ли не все существующие литературные направления и жанры». Роман Булгакова – уникальное явление, сложнейший и интереснейший роман ХХ века».

ОС «жанр романа»

Философия и роман  
Размах романа, эстетическая глубина и философская сложность свидетельствует о множестве источников, из которых черпал Булгаков творческую энергию.
Большинство идей  автор позаимствовал у Г.С.Сковороды, труды которого знал досконально.
ОС «Философия Сковороды»
Булгаков хотел показать, что происходит с миром, людьми, если равновесие между добром излом нарушено (на примере СССР– Москвы- 30-е гг. ХХ ст.), т.к. перестаёт существовать нравственная ответственность человека за свои поступки. К истине должны стремиться люди  во все времена.

Далее идут сообщения учащихся, в которых они провели исследование – параллели:
·        Данте-Булгаков
·        Гёте-Булгаков
·        Гоголь-Булгаков

Место и время в романе
Место: -Вечность;
             -Москва;
             -Ершалаим.
Время: -Вечность;
            -29-30гг. 20 ст.;
            -33год нашей эры.
Вечность в романе – удивительное понятие, которое объединяет пространство и время. Время, по Б., не развивается, а длиться.(т.е. сегодня зарождается во вчерашнем дне, а по большому счёту, то, что происходит в 20-е гг.20 века в Москве, уже происходило где-то и когда-то).»Люди, как люди», констатирует грустно бессмертный Воланд, а он повидал всякое!!!
Разницы между прошлым и настоящим нет. 19 веков свертываются в один единый миг.
ОС «Композиция романа «Мастер и Маргарита»
Мы видим, как два романа сливаются, сплавляются и читаются как сплошной текст. 

Композиция романа
Три сюжетных линии:
        -любовная (Мастер и Маргарита)
        -философская (Понтий Пилат и Иешуа)
       -сатирическая (Гастроли Волонда в Москве).
Схема показывает, как герои «выходят» за рамки романа Мастера и взаимодействуют с героями романа Булгакова.

Подведение итогов.
Подбивая итоги сегодняшнего урока, мы должны признать, что талант М.А.Булгакова не вписывается в узкие рамки советской действительности сталинского правления.
И даже только сделав небольшую разведку, составив схемы, таблицы, приходишь к выводу о необыкновенной глубине и широте как философского, так и культурного аспектов романа М.Булгакова.

Мотивация оценок
Д/з: Проработать собранную на уроке информацию; повторить сведения об Иисусе Христе.

























 Дополнения к уроку
Философская система Г.Сковороды
Формально философская система Г.С.Сковороды укладывается в один рядок. Основа этой системы состоит в существовании «двух натур» и «трьох світів». Расшифровка существования «двух натур» взята непосредственно из трактата «Про Бога»: «…весь світ складається з двох натур: одна – видима, інша – невидима. Видима натура твар, а невидима – Бог. …у стародавніх (людей) Бог звався «розум всесвітній». Йому в них були різні імена: натура, буття речей, вічність, час, доля,необхідність, фортуна та ін. А в християн найвідоміші йому імена такі: Господь, цар, отець, істина.  …що ж до видимої натури, то їй також не одне ім’я, наприклад: речовина, матерія, земля, плоть, тінь ін
Що ж переховується під існуванням «трьох світів», кожний з яких також володіє натурами – видимою і невидимою.
Першим і головним світом у Сковороди є Всесвіти – макрокосм. Макрокосм включає в себе все народжене в цьому великому світі, складеному з паралельних незлічених світів. У цьому світі нема ні початку, ні кінця – він вічний і безмежний. Метою пізнання цього світу  є не опис окремих предметів, а розкриття їх невидимої натури.
Другим з «трьох світів» є малий світ – мікрокосм – світ людини. Звернимося до трактату під назвою «Симфонія, названа книга АСХАНЬ, про пізнання самого себе:  «А що ж таке людина? Що б воно не було: чи діло, чи дія, чи слово – все це марнота, якщо воно не отримало свого здійснення в самій людині. …вся оця незмірна незліченність і видимість сходиться в людині і пожирається в людині…»
Отже, згідно з вченням Сковороди, все, що здійснюється в світі – макрокосмі, знаходить своє завершення в людині – мікрокосмі. Можливості пізнання світу людиною нічим не обмежені. Прагнення людини до пізнання є прагненням людини до Бога без посередників, бо Богом є сама природа, а людина – її  витвір, - пізнаючи Бога – пізнає самого себе.
Третім з існуючих світів – є символічний світ, що ототожнюється в Сковороди з Біблією.
Застосовуючи філософію двох натур і трьох світів до людини, Сковорода робить висновок, що людина здійснює прекрасні  вчинки і щаслива тільки тоді, коли вона погодить свою поведінку і образ життя із своїми природн

Немає коментарів:

Дописати коментар

методичний кошик

Урок-досл ідження Анна Ахматова «Реквием» 11 клас