середа, 21 березня 2018 р.

методичний кошик



Урок-дослідження

Анна Ахматова
«Реквием»
11 клас








Анна Ахматова «Реквием»
   Тема: Анна Ахматова. Поэма «Реквием» (1935-1938гг. 1936г. 1937г.)
   Цель: осветить основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой, проанализировать поэму с точки зрения проблематики, образной системы, композиции, поэтического языка; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, самостоятельного мышления; воспитывать сознательное отношение к миру, его противоположностям и разнообразию.
Эпиграф: Я была тогда с моим народом,
там, где мой народ, к несчастья, был
А.А.Ахматова
Тип урока: комбинированный

Ход урока
1.Организационный момент.
2. Работа по теме
Учитель. В то время я гостила на земле.
              Мне дали имя при крещенье – Анна,
             Сладчайшее для губ людских и слуха.
            Так дивно знала я земную радость,
            И праздников считала не двенадцать,
            А столько, сколько было дней в году… 
Эти прекрасные слова принадлежат А.Ахматовой, чью поэзию называют «дневником женской души». И это действительно так, потому что она свое время показала через призму чувственности женщины, которая надеялась и теряла веру, умирала и воскресала, билась в безысходности, но всё же находила путь к спасению.
Сегодня мы поговорим о трагической, но необыкновенно прекрасной жизни русской поэтессы А.Ахматовой. Также встретимся с поэтами 20 века – М.Цветаевой и И.Бродским; окунёмся в пушкинскую поэзию и в мир античной литературы.
(Звучит музыка Баха,  Моцарта)
А.Ахматова пережила трагедию эпохи как свою собственную. Она переживала за судьбу своего народа, мучилась сомнениями и противоречиями, но её позиция всегда оставалась неизменной – она всем сердцем связана со своей родиной, предана своему народу свей душой.
Звучит стихотворение «Мне голос был…»

Биограф. Поэтесса страдала вместе со своим народом, жила его заботами. Страшное горе накрыло крылом её личную жизнь. В 1937 году арестованы были её муж и сын как участники контрреволюционного заговора, как «антисоветская террористическая группа». Конечно, это было абсурдное обвинение. А.Ахматова лично обратилась к Сталину, просила поддержки у друзей. Ей на время удалось их спасти, но на время… В 1938 году Льва Гумилёва снова арестовали за «террор», ему присудили 5 лет лагерей, а мужа ей так и не удалось вытащить из беды – Н.Гумилёв был расстрелян. Вспоминали ли Анна в те страшные для неё дни своё стихотворение, написанное в 1915 году.
Звучит стихотворение «Молитва»
Именно эту молитву напомнила А.Ахматовой её подруга М.Цветаева.
М.Ц. Анна, я понимаю, как вы любите свою родину. Но как вы могли написать: «Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар»? Разве вы не знаете, что в стихах всё сбывается?
(Звучит музыка. Постепенно стихает.)
А.Ахматова В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Однажды меня узнали. Женщина с голубыми глазами, которая стояла позади меня и никогда не слышала моего имен, вдруг взволновано спросила:
-А вы об этом сможете написать?
И я сказала:
-Смогу…

Биограф. Да хоть сердце её обливалось слезами за судьбу своего сына, но молчать об увиденном она не смогла.  
И всюду клевета сопутствовала мне,
её ползучий шаг я слышала во сне.
И в мертвом городе под беспощадным небом,
 скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
На уроке мы проследим, основываясь на поэме, трагедию личности и народа в сталинские часы. Удалось ли ей передать трагедию женщины, матери, как часть национальной трагедии?

Поэма состоит из отдельных стихов, разных по тематике, звучанию, эмоциональному напряжению, взволнованному монологу поэтессы, которая переживает драму в личной и общественной  жизни.
   Перед этим горем гнутся горы,
  не течет великая река,
  но крепки тюремные запоры,
  а за ними каторжные норы
  и смертельная тоска.
 Для кого-то веет ветер свежий,
 для кого-то нежится закат–
 мы не знаем, мы повсюду те же.
Слышен лишь ключей постылый скрежет
 да шаги тяжелые солдат…
Все стихи, связанные с репрессиями 30-х объединяются со строфами на библейскую тематику. В десятой части под названием «Распятие» есть образ страдающей матери, у которой арестовали сына; появляется так же образ Христа,  матери Марии Магдалены. В этом  Анна Ахматова разноплановая.
А.Ахматова. Да, это страшная трагедия столетия. Но я считаю, что причины сталинщины надо искать в духовной растерянности человечества, в беспамятстве к христианским заповедям.
( Чтение десятой части. Звучит «Реквием» А.Моцарта )
Семнадцать месяцев кричу,
зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу,
ты – сын и ужас мой.
Всё перепуталось вовек
и мне не разобрать
 теперь. Кто зверь, кто человек,
и долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
и звон кандальный, и следы
 куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит,
 и скорбной гибелью грозит
 огромная звезда.
Биограф. Да, А.Ахматова пишет именно реквием (от первого слова латинского текста «Покой вечный дай мне, Господи!») – траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. А.Ахматова в поэме молится и за живых и за мертвых. Мертвым она хочет послать «вечный покой», живым дать силы для того, чтобы перенести страшное горе и не ожесточиться, перестрадать, и все- таки выйти из этого страдания с миром в душе. От заупокойной мессы «Реквием» А.Ахматовой отличается тем, что она обращается ко всем, а не только к верующим.
Страшно в поэме представлен лик страны. Каждая строчка наполнена болью. Как нужны были эти строк в те далекие тридцатые   сороковые так, мне кажется, нужны они и сейчас. Чтобы знать о страшных страницах истории и не допускать их повторения.
(Зачитывается эпилог поэмы)
Учитель. Перед нами не просто поэтическое наследие А.Ахматовой, что так сильно перекликается с Пушкинским «Памятником». Перед нами символ духовной свободы и добрых чувств.
Подведение итогов
Всей своей жизнью А.А.Ахматова пыталась доказать, что трагедия женщины и матери – это часть национальной трагедии.
(Звучит музыка Моцарта)

Домашнее задание
1.    Выучить конспект
2.   Идейно-художественный анализ поэмы «Реквием» по плану


                          









Немає коментарів:

Дописати коментар

методичний кошик

Урок-досл ідження Анна Ахматова «Реквием» 11 клас